Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/kafedramta/maryanenko.ru/docs/plugins/content/seoglossary/seoglossary.php on line 212

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/kafedramta/maryanenko.ru/docs/plugins/content/seoglossary/seoglossary.php on line 214

О трансформации и глобализации правящих элит

А.И.Елагин

При решении многих крупных общественно-политических проблем, ключевыми являются вопросы, связанные с формированием, деятельностью, обновлением ВЛАСТВУЮЩИХ ГРУПП и трансформацией их элитарности. Вполне естественно, что широкий интерес к этим вопросам возрастает в околокризисные времена, при обострении угроз общественной безопасности, в периоды политических перемен.

Многие мыслители, такие знаменитые, как Ортега-и-Гасет, Вильфредо Парето, и менее известные, такие как Юрий Бугров, высказывали самые разные мнения по поводу основных аспектов элитарности; вплоть до обоснования преимуществ безэлитного политического устройства общества и требования – игнорировать элиты вообще.

Очевидно, что попытка сформулировать ниже какое-то новое абсолютно оригинальное суждение в этой области, скорее всего, была бы малоуспешна. Но, представляется, что, рассмотрев наиболее интересные из существующих мнений, было бы весьма полезным сформировать обобщённый, реалистичный взгляд на вопросы, связанные с элитарностью и трансформацией властвующих групп.

Ниже излагаются: результаты рассуждений на эту тему, попутно полученные весьма интересные выводы и список, включающий некоторых из авторов, чьи опубликованные материалы были в какой-то мере использованы в данной работе.

 

О неизбежности и необходимости существования
правящей элиты

Наверное, на данном этапе развития Человечества, в силу его неоднородности и неравномерности, неизбежность возникновения правящих групп, в основном, не вызывает сомнения. Сомнения и споры обычно возникают вокруг степени элитарности, необходимости или полезности существования какой-либо конкретной правящей группы, в каком-то конкретном случае. И во многом из-за того, что в понятия, связанные с элитарностью, часто вкладываются самые различные представления. Поэтому нам придётся уточнять смысл этих понятий, по мере появления необходимости их применения. В первую очередь, надо согласиться с тем, что победа на выборах ещё не означает избранности в элитарном смысле. И освободиться от усиленно внушаемой иллюзии, что само пребывание кого-то у власти, накладывает на него несмываемую печать элитарности.

Исторически сложилось так, что при появлении соответствующих условий, в какой-то общественной группе (СОЦИУМЕ) выделяются люди, обладающие сравнительно большими ресурсами власти, позволяющими им подчинять себе других людей. При консолидации, они образуют властвующие группы, стремящиеся к установлению своей полной монополии на власть.

Ресурсы власти– ВЛАСТНЫЕ РЕСУРСЫ заключаются в возможности эффективно контролировать проявление и удовлетворение наиболее насущных в данный момент потребностей социума. И таким образом управлять его действиями, в соответствии с закономерностями мотивации и стимулирования поведения.

Проблемы мотивации и стимулирования поведения, в связи с потребностями человека, постоянно интересовали как древних мыслителей, так и современных психологов, предлагавших различные их классификации. Одну из самых удачных – предложил американский психолог гуманитарного направления Абрахам Маслоу. Его труды вошли в теоретическую основу многих современных разработок по менеджменту и управлению персоналом.
(Подробнее об этом можно прочитать в приложении 1.)

Обобщенно, некоторые из существующих в этой области закономерностей выглядят следующим образом…

- Иерархия потребностей обычного человека, классифицированных по степени важности в его жизни, представляется в виде пирамиды.

- На верхних уровнях проявляются духовные и творческие потребности: стремление развивать свою личность, полностью реализовать свои потенциальные физические и духовные возможности, удовлетворить свою любознательность.

- На средних уровнях проявляются общественные потребности, связанные с взаимодействием человека с другими людьми: потребность в уважении со стороны других членов общества, потребность в самоутверждении, потребность в принадлежности к определённой социальной группе.

- Нижние уровни образуют преимущественно материальные потребности, связанные с необходимостью биологического выживания каждого индивида: физиологические потребности, потребность в безопасности.

- В удовлетворении потребностей обычно выделяют три степени: насущную, естественную и престижную.

- Высшие потребности возникают только в том случае, если достаточно удовлетворены низшие. Стойкая потребность более высокого уровня возникает только на основе устойчиво насыщенной потребности уровня предыдущего. Если потребности более низкие перестают удовлетворяться, человек обычно опускается к соответствующему уровню и остается там, пока эти потребности не будут удовлетворены в достаточной мере.

- Мотив, это внутреннее побуждение к определенному поведению или деятельности, направленное на удовлетворение потребностей.

- Стимул, это внешнее побуждение к определенному поведению или деятельности.

- Создание у людей устойчивой мотивации к совершению желаемых организаторам поступков стимулируетсявоздействием на возможности удовлетворения их потребностей. Выбор стимулов должен быть адекватным общей ситуации, морально-психологическим типам и доминирующим потребностям людей, т.е. уровням их мотивации.

В древние времена самой актуальной и насущной потребностью каждого человека была потребность в собственной безопасности. Соответственно главным властным ресурсом была боевая сила. В те времена, когда Человечество жило сравнительно небольшими группами, исход боевых действий с сотней участников, могли решить личные боевые качества одного человека – называемого “ГЕРОЕМ”, “БЕРСЕРКОМ” или “БОЯРИНОМ” (яростным бойцом). Вполне естественно, что в те времена властвующие группы складывались из таких бояр, обладавших главным тогда властным ресурсом – личной боевой силой.

Такая властвующая группа была естественной правящей элитой своего социума, поскольку формировалась в результате естественного отбора.

Властный ресурс усложнялся и развивался по мере роста и усложнения социума, развития цивилизации, усложнения вооружений, увеличения армий. Основной становилась потребность в общественной безопасности родоплеменных групп и возникающих государств.

Кроме личной боевой силы, всё более необходимыми властителям становились и другие качества: умение не только принуждать, но и увлекать за собой других людей; умственные и организаторские способности.

Рост сложности и стоимости ведения боевых действий, подготовки, оснащения и содержания армий, увеличивал роль их экономической основы, то есть, технического и финансового обеспечения.

По мере возникновения и развития политики, дипломатии, тактики и стратегии, всё большее значение приобретало их информационное обеспечение.

Таким образом, можно сказать, что кроме собственной боевой силы в составе властных ресурсов появились и начали играть всё более важную роль: деньги, информация и морально-психологический фактор. Обладание этими ресурсами и умение их использовать становилось необходимым для представителя правящей элиты.

Следует отметить важность таких компонентов как мораль и понятия о справедливости, которые, наряду с силой личного влияния, являются основой для формирования харизмы правителя. Кроме того, мораль выполняет важную ориентирующую и направляющую функцию, позволяя в нерегламентированных случаях легче организовывать согласованные действия большого количества людей.

К хорошим руководителям среднего звена предъявляются дополнительные морально-психологические требования:

– высокая дисциплинированность и ответственность во взаимоотношениях с вышестоящим правителем,

– способность к взаимопониманию и взаимодействию с руководителями своего уровня.

Не случайно время создания многих профессиональных моральных кодексов, таких, как самурайский кодекс чести “Бусидо”, совпадает с периодами создания государств.

Обычно властвующая группа, присвоив себе общественные и имущественные привилегии, стремится закрепить их за собой и передать по наследству, формируя, таким образом, родовую знать. Для чего используется часть властных ресурсов, которую мы будем называть – НАКЛАДНЫМИ РЕСУРСАМИ, по аналогии с накладными расходами. В этом есть свои положительные и отрицательные стороны.

Положительным является то, что какие-то важные, наработанные предками профессиональные качества могут быть унаследованы потомками, а какие-то переданы в ходе семейно-профессионального воспитания.

К тому же лучшие представители родовой знати – настоящие аристократы, ощущая себя неразрывным звеном в длинном ряду предков и потомков, обострённо чувствуют свою ответственность за сохранение и преумножение благосостояния, чести и достоинства своего рода. Это раздвигает широту их общественного мышления и временной кругозор, приближая к масштабам общегосударственным, увеличивает способность этих аристократов к самоотверженному служению общему делу.

А в древности, при крайне низкой производительности труда, положительным было то, что преимущественно принадлежность к родовой знати давала кому-либо гарантированное материальное обеспечение и (в соответствии с закономерностями иерархии потребностей человека) возможность сосредоточиться на духовных проблемах. Что дополнительно стимулировало духовное развитие Человечества.

С другой стороны, уменьшение роли естественного отбора, при формировании элиты, увеличивает вероятность её деградации и вырождения, снижения качества властвующей группы и соответствия её критериям элитарности.

Деградация и вырождение является общим бичом всех групп, претендующих на избранность и формируемых по родовому признаку, будь то дворянство или управляющая номенклатура. При этом безответственность, особенно в сочетании с вседозволенностью, является фактором, значительно ускоряющим этот процесс.

Далее некоторые термины, связанные с критериями элитарности и её признаками, потребуют специального уточнения.

О критериях элитарности и качествах властвующих групп

 

 

 

 (Подробнее в приложении 1.)

Дело ещё и в том, что в удовлетворения потребностей обычно выделяют три степени: насущную, естественную и престижную.

Полнота удовлетворения потребностей зависит также от того, насколько широко личность воспринимает значимую для неё окружающую общественную группу: начиная от себя лично и членов своей семьи, от узкой группы лиц, с мнением которой личность считается и интересы которой учитывает ("референтной группы"), или какого либо социума (рода, клана, племени, религиозной общины и т.п.); вплоть до нации, государства, социального класса и Человечества в целом.

При этом ключевым рубежом является то, что для человека первично: собственное благополучие (индивидуальное, узкогрупповое) или общественное, т.е. обладает он узким или широким общественным мышлением, есть ли у него убеждённость в том, что без общественного благополучия его индивидуальное благополучие не может быть достаточно полным и устойчивым.

Здесь следует обратить внимание на некоторые особенности формирования морально-психологического типа личности. (Подробнее об этом в приложении 1.)

 

Обобщенно, некоторые из существующих в этой области закономерностей выглядят следующим образом…

При формировании морально-психологического типа личности человека, существенную роль играют его умственные способности. Особенно частыми недостатками здесь являются КРАТКОСТЬ и СИЮМИНУТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ. То есть, способность сосредотачиваться на каком-то предмете размышления только очень короткое время, и неспособность вовлекать в процесс мышления информацию о событиях и фактах даже недавнего прошлого.

Но не менее важным является то, что, начиная с рождения человека и по мере морально-психологического развития, происходит формирование его общественного мышления: от предельно узкого, до широкого. Происходит формирование иерархии его потребностей (от низших, к высшим) и представления о достаточной степени их удовлетворения.

Обычно эти процессы протекают не гладко, какие-то из них могут затормозиться, какие-то повернуть вспять. В результате, образуются сочетания, составляющие индивидуальные морально-психологические образы людей.

Эти образы можно классифицировать по морально-психологическим типам на основе сходных общественно-политических реакций на одинаковые информационные и организационные воздействия.

Люди с мотивацией нижнего уровня широким общественным мышлением, как правило, не обладают. У многих оно настолько сужено, что они не в состоянии объективно оценить даже собственное социально-экономическое положение и его изменение. Мышление их обычно кратко и сиюминутно. Это наиболее примитивный вариант развития психики. Люди с таким мышлением являются информационными роботами ("И-роботами"), поскольку при выработке суждения о степени своего благополучия и жизненной установки они руководствуются точкой зрения авторитетных для них посторонних лиц или, чаще всего, точкой зрения господствующей в средствах массовой информации (СМИ) и особенно на телевидении. Таким образом, программа их суждений и действий закладывается извне.

У большинства людей, имеющих мотивацию среднего уровня и не широкое общественное мышление, оно обычно ещё больше суживается, при снижении (или угрозе снижения) степени удовлетворении их материальных потребностей. Поскольку круг их интересов сосредотачивается на борьбе за выживание. Их мышление становится поверхностным и крайне узким, кратким и сиюминутным, память становится короткой, притупляется способность прогнозировать последствия своих действий и возможный ход развития событий. Тогда такие люди тоже становятся И-роботами, легко внушаемыми и представляющими собой идеальные объекты для политических манипуляций.

Подобная деградация может происходить и у людей других морально-психологических типов под влиянием возраста или неблагополучной ситуации.

Если люди с мотивацией верхнего уровня относятся к И-роботам, то их называют Фанатиками. Если они обладают узким общественным мышлением, то их называют Стоиками, если широким – Подвижниками. Такие люди чаще других совершают подвиги и становятся современными Героями.

 

 

Пожалуй, наиболее яркие и широко известные примеры высокой морали и служения долгу дают лучшие традиции японской и английской аристократии. Недаром знаменитые частные привилегированные средние школы Великобритании – “ПАБЛИК СКУЛЗ”, до сих пор популярны у претендентов на обучение из разных стран, во многом постольку, поскольку сумели сохранить некоторые из лучших аристократических традиций воспитания правящей элиты Великобритании.

Весьма убедительно о высоких морально-психологических требованиях, предъявлявшихся к представителю настоящей элиты Великобритании, более ста лет назад сказал в своём стихотворении “Заповедь” (Приведённом в Приложении 2) английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг, прославлявший в своём творчестве личную отвагу и верность долгу перед родиной.

 

 

 

У наиболее квалифицированных специалистов этот вековой опыт находит применение и в наше прагматичное время. Иногда в довольно прозаических областях. Вот как, например, пишет об этом Анатолий Тарас в своём руководстве по самозащите, обращаясь к обычным нормальным людям (не к отребью).

… существуют такие духовные ценности, которые в самом деле дороже жизни. Для верующего человека ими могут быть религиозные идеи; для людей, вовлеченных в политическую борьбу – идеи общественной справедливости, патриотизма, верности вождям и т.п.; для воинов – самоуважение и долг перед близкими людьми. Важно для наших рассуждений не конкретное содержание подобных ценностей, а отчётливое понимание того, что в душе каждого человека есть нечто святое. Если он позволит другим растоптать свою собственную драгоценность, то никогда не сможет жить по-человечески. Поэтому лучше не позволять никому покушаться на неё, чего бы это ни стоило. Лучше умереть, чем допустить надругательство!

…Смерть неизбежно приходит к любому человеку, только никто не знает заранее, когда её надо ждать. Есть ли смысл бояться неизбежного? Стоит ли ради того, чтобы прожить немного дольше, позволять вытирать о себя ноги? Честь, достоинство, гордость, самоуважение и уважение других людей – всё это не пустые слова. Это такие вещи, жить без которых невыносимо тяжко. А потому ради их сохранения можно и нужно жертвовать своей жизнью! И, следовательно, надо всегда быть готовым к встрече со смертью, независимо от того, сколько успел прожить на свете и какие дела тебе ещё надо сделать.

Собственно говоря, именно так всегда рассуждали настоящие воины, как на Востоке, так и на Западе: самураи, рыцари, ниндзя, викинги, хвараны, казаки и многие, многие другие.

 

Очевидно, что правящая элита в своём моральном и духовном развитии должна стоять выше “отморозков”, “беспредельщиков”, отребья и обладать определёнными моральными ценностями. И также очевидно, что в отличие от обычных людей и “воров в законе”, духовные ценности правящей элиты должны быть гораздо выше.

Что касается минимальных критериев качественного превосходства правящей элиты то, как уже говорилось, они определяются её способностью обеспечить удовлетворение насущных потребностей общества в данное время. Поскольку общество в целом более статично, чем отдельные его представители, то главной объективной потребностью общества по-прежнему остается его безопасность.

Другие – промежуточные критерии качественного превосходства правящей элиты находятся в диапазоне между максимумом и минимумом, обозначенными выше. Эти критерии начинают играть всё большую роль по мере того, как люди привыкают к своей безопасности. Тогда у них начинают доминировать потребности более высокого уровня: экономические, а затем и духовные.

Таким образом, промежуточным критериям качественного превосходства правящей элиты соответствуют те представители властвующей группы, которые способны создать для своего общества лучшие условия удовлетворения его экономических и духовных потребностей.

 

 

 

 

До сих пор мы говорили о критериях качественного превосходства, но, как правило, от них весьма отличаются реально действующие критерии отбора во властвующие группы.

Поскольку реально действующие критерии отбора обычно определяет сама властвующая группа, приспосабливая их для себя, то после снижения её качества ниже ключевого рубежа, определённого морально-психологического уровня, преобладание отребья в ней быстро становится подавляющим и она трансформируется в правящую верхушку. Как уже говорилось, ключевым рубежом является то, что для человека первично: собственное благополучие (индивидуальное, узкогрупповое) или общественное, т.е. обладает он узким или широким общественным мышлением, есть ли у него убеждённость в том, что без общественного благополучия его индивидуальное благополучие не может быть достаточно полным и устойчивым.

Потому что, если Властитель ориентирован на служение общему делу – успешному развитию своего общества, то у него меньше причин опасаться прихода новых сильных единомышленников. Поскольку личная конкуренция в этом случае смягчается стремлением к общей цели.

Если Властитель ориентирован на личный успех, то у него есть множество причин опасаться прихода новых сильных единомышленников, а тем более противников. Поскольку личная конкуренция в этом случае крайне обостряется. Поэтому критерии отбора устанавливаются таким образом, что каждое следующее пополнение властвующей группы заведомо слабее и хуже своих предшественников, и её деградация идет всё быстрее.

Как правило, не смотря на вырождение и деградацию, правящая верхушка стремится сохранить своё превосходство, используя, в первую очередь, самый простой способ – растление управляемого общества.

Тогда в богатом обществе духовные потребности заменяют их суррогатами и материальным потреблением в престижной степени. Досуг вырождается в “шоппинг” и просмотр телевизионных лотерей с рекламой. Возможности для развития и свободного творчества подменяются свободой для всевозможных извращений.

В бедном обществе обычно всё сводится к убогой формуле: “Хлеба, водки и зрелищ!”.

Почти всегда удары со всех сторон наносятся по первоначальной общественной ячейке, сохраняющей первоначальные основы духовности – по нормальной семье.

А в крайнем случае, легко находятся способы для оживления у населения страха за свою безопасность.

Поскольку процессы во властвующей группе более динамичны, то она деградирует быстрее, чем растлевается общество в целом. Недостаток легитимности, обычно присущий состоящей из отребья правящей верхушке, она, как правило, стремится компенсировать увеличением доли накладных ресурсов власти, усилением своей консолидации и внутригрупповых связей. Которые обычно трансформируются в спайку, подобную воровской, и “повязанность” круговой порукой.

Легитимность – признание превосходства правящей элиты и права на руководство собой, той средой, из которой она отобрана, играет для успеха деятельности властвующей группы такую же роль как попутный ветер для плавания парусного судна. Поэтому правящая верхушка всё равно пытается поддерживать хотя бы видимость своего мнимого превосходства (ВИРТУАЛЬНУЮ ЭЛИТАРНОСТЬ) для сохранения остатков своей легитимности.

К тому же, при растлении общества и снижении его морально-психологического уровня мышление людей становится поверхностным и крайне узким, кратким и сиюминутным, что облегчают политическую манипуляцию ими.

Также, в этом случае, широко используется нивелирование самого понятия – элита. Всячески поддерживаются элитологические теории, в которых представителем правящей элиты объявляют кого попало, любого пролезшего в правящую верхушку.

В последнее время всё популярнее становится и ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ способ утверждения права на легитимность, путём опускания “моральной планки”. Правящими верхушками всячески поощряются различные исследования и публикации на тему всевременной и повсеместной порочности всякой власти и властителей, подобные “дегенерологическим” изысканиям Георгия Климова. Таким образом пытаются навязать убеждение, что право на вхождение во властвующую группу дает не элитарное качественное превосходство (которого у правящей верхушки нет), а превосходство в порочности (которого у правящей верхушки в избытке). То есть, обществу предлагается заранее смириться с мыслью, что им должны и будут править отребье и вырожденцы, и что это вполне нормально.

Нарисованную картину различных свойств и видов властвующих групп, возможно представить с помощью упрощённой таблицы, имеющей три параметра:

– властность, это обладание основными и накладными ресурсами власти;

– элитарность объективная, прежде всего, это обладание качественным превосходством;

– виртуальная (мнимая) элитарность, это признание мнимого превосходства.

ВИДЫ
ВЛАСТВУЮЩИХ ГРУПП


Свойства властвующих групп

 

Властность

Объективная элитарность

Виртуальная элитарность

Реальная элита(сильная)

V

V

V

Объективная элита (слабая)

V

V

 

Виртуальная элита (мнимая)

V

 

V

Правящая верхушка (отребье)

V

 Потеря властвующей группой объективной или виртуальной элитарности создает предпосылки для возникновения и активизации в обществе конкурирующих групп, претендующих на власть.

Ортега-и-Гасет и Парето в этом случае говорят о контрэлитах. Но мы, уже уточнив существующие здесь отличия, будем также говорить о КОНТРВЛАСТИТЕЛЯХ и КОНТРПРАВИТЕЛЯХ.

Для наглядности, можно было бы составить таблицу более подробную, чем предыдущая, выделив в ней дополнительно:

– основные и накладные властные ресурсы;

– все качества элитарности;

– различные виды групп контрвластителей.

Но мы ограничимся только тем, что рассмотрим некоторые основные варианты возможной смены правящей верхушки.

Для устранения правящей верхушки, идущая к власти элита может использовать разные пути:

– овладение накладными ресурсами власти, т.е. переворот;

– овладение виртуальной элитарностью и демократические выборы;

– овладение виртуальной элитарностью и накладными ресурсами власти, т.е. революцию.

Если, устранив правящую верхушку, к власти приходит группа такого же (или худшего) отребья, то говорить следует о контрреволюции.

Потому что, в любом случае, когда, не смотря на всю борьбу за власть, во главе общества слишком долго остаётся отребье, то общество тоже начинает деградировать и вырождаться. В конце концов, оно гибнет под натиском других, более здоровых (или более энергичных) конкурентов, часто вместе со своей правящей верхушкой, остатки которой разбредаются по свету.

Кстати, это явление используется и в организационных войнах. При этом в стране противника сначала делается всё для оттягивания ухода выродившейся верхушки, под предлогом сохранения стабильности, вплоть до наступления хаоса. А потом делается всё для проталкивания к власти “под шумок” группы ещё худшего отребья.

Ещё чаще в организационных войнах используется навязывание неоптимальной системы государственного управления. Поскольку для каждого конкретного общества, в зависимости от качественного превосходства какой-то группы населения, наиболее полезно сосредоточение власти именно в этой группе, поэтому:

– широкая демократия и самоуправление оптимальны при подъёме народного сознания,

– узкая демократия полезна только при наличии настоящей правящей элиты,

– при наличии элитарного верховного властителя оптимальна авторитарная концентрация власти.

К тому же в критических ситуациях обычно требуется дополнительная концентрация власти и радикализация правящей элиты.

В критических ситуациях представители верхнего слоя властителей, или ВЕРХОВНЫЙ ВЛАСТИТЕЛЬ, иногда сами оптимизируют критерии отбора и трансформируют свою властвующую группу. Такая “реформа сверху” может производиться с разной степенью решительности: от “обрезания бород”, до “повешения бояр на воротах”. Но если в результате действительно формируется правящая элита, то это служит главной предпосылкой для дальнейших долговременных успехов в развитии общества.

Что касается такого качества элитарности, как достаточность общности властвующей группы с тем социумом, на звание элиты которого она претендует, то формально его можно определять по ряду признаков:

– этническим,

– материальным,

– родственным,

– территориальным,

– культурным,

– нравственным.

Если такая общность властвующей группы отсутствует, то следует говорить не об элите, а об оккупационной администрации.

Если подобная общность властной группы относится к совсем другому социуму, то следует говорить о колониальной администрации.

Если подобная общность, с совсем другим социумом, прослеживается у отдельных властителей, то следует говорить об агентах влияния.

Все формальные признаки общности имеют значение в том смысле, что свидетельствуют о самом главном: о морально-психологическом самоотождествлении, как всей властвующей группы, так и каждого её представителя.

Но лучше всего о морально-психологическом самоотождествлении свидетельствует сама жизнь, конкретные дела человека и их результат, даже если некоторые формальные признаки этому противоречат.

Здесь следует отметить, что поскольку к правящей элите предъявляются повышенные моральные и специфические профессиональные требования, то высокий результат, достигнутый кем-то в другой области деятельности, отнюдь не говорит о возможности его успешного вхождения в правящую элиту.

Далее нам следует обратить внимание на то, что любая властвующая группа, прежде всего, характеризуется обладанием ресурсами власти, подробнее рассмотреть их историческую трансформацию и существующие здесь проблемы.

О трансформации ресурсов власти

Как уже говорилось выше, ресурсы власти – властные ресурсы заключаются в возможности эффективно контролировать проявление и удовлетворение наиболее насущных в данный момент потребностей социумов.

В древние времена самой актуальной была потребность в личной безопасности. Соответственно главным властным ресурсом была личная боевая сила. По мере развития цивилизации, усложнения вооружений, увеличения армий, властный ресурс усложнялся и развивался. Основной становилась потребность в общественной безопасности, главным властным ресурсом – общественная боевая сила. Для проведения успешной политики и боевых действий, кроме боевой силы, всё более необходимым становилось соответствующее экономическое, информационное, организаторское и моральное обеспечение.

То есть, наряду с собственной боевой силой в составе властных ресурсов появились и начали играть всё более важную роль: деньги, информация и морально-психологический фактор. Обладание этими ресурсами и умение их использовать становилось необходимым для представителя правящей элиты.

Общество в целом более статично, чем отдельные его представители. И сегодня главной объективной потребностью каждой страны по-прежнему остается её безопасность. В конце ХХ века появилась какая-то иллюзия, что безопасность отдельного государства стала гарантироваться не деятельностью его правящей элиты, а международным правопорядком. Что ресурсы необходимые для обеспечения безопасности общества перестали быть властными ресурсами. Но это легкомысленное заблуждение было развеяно жестокой действительностью, довольно быстро и беззастенчиво.

Со времени от возникновения государств и до сих пор состав властных ресурсов, в основном, оставался тем же, но менялось значение отдельных его компонентов.

Роль денег увеличивалась по мере появления наёмных армий и индустриализации методов ведения войны. Особенно наглядно решающее военное значение экономического потенциала страны (символом которого являются деньги) продемонстрировало противоборство США и Японии, в ходе второй мировой войны.

С развитием наукоёмких видов вооружений возрастало значение информации. И оно становится решающим в наше время торжества высоких технологий.

Морально-психологический фактор был важен всегда. Последние войны также подтвердили, что самым лёгким путём к победе по-прежнему остаётся подкуп генералов и правящей верхушки противника. Но создание оружия способного вызвать глобальную катастрофу, такого как ядерное, сделало смертельно опасным для всего Человечества присутствие во властных структурах людей имеющих кредо – “После меня – хоть потоп!” Поэтому значение морально-психологического фактора возросло до глобально-стратегического уровня. И будет неизбежно возрастать в дальнейшем, по мере развития науки и распространения всё более могучих (потенциально опасных) технологий.

Параллельно и, примерно, следуя той же логике, изменялось значение различных хозяйственно-экономических ресурсов. От примитивного ручного труда рабов до наукоёмких технологий в постиндустриальном обществе. Это даёт возможность выделить несколько этапов в истории развития Человечества, соответствующих изменению в ресурсах власти приоритета силы, денег, информации, морали.

Эра силы продолжалась с древнейших времён и, примерно, до расцвета монархического абсолютизма. В этот период властвующие группы составляла преимущественно военная родовая знать, необходимые профессиональные качества которой и критерии отбора, в основном, соответствовали требованиям элитарности.

Между различными слоями властвующих групп существовали прочные социальные барьеры. Властитель, формируя состав своих помощников из нижестоящего слоя, мог не слишком опасаться конкуренции с их стороны и продвигать людей более-менее достойных. Верховного властителя – монарха, в свою очередь в какой-то степени, контролировала церковь. Долговременный успех обычно сопутствовал тем государствам, где удавалось создать и поддерживать эффективную систему мер по обеспечению необходимого качества элиты, замедлявшую её деградацию и вырождение.

Но деградация и вырождение элиты, которые являются общим бичом всех групп, претендующих на избранность и формируемых по родовому признаку, всё равно себя проявляли. Особенно в спокойный период “почивания на лаврах”, после достижения максимального могущества государства. Когда, казалось бы, можно расслабиться. Когда снижалась тщательность и эффективность постоянной тренировки желаемых породных качеств правящей элиты и своевременной отбраковки вырождающихся её представителей. Что к тому же усугубляло и безответственность, ускоряющую её деградацию. Деградация и вырождение могли стать ещё более стремительными в смутные времена, когда нарушалась эффективность многослойной системы отбора элиты и увеличивалось разрушительное влияние вседозволенности. Или в случае прихода к власти монарха – дегенерата, устанавливавшего извращённые критерии отбора.

Уязвимость родового принципа формирования знати понимали уже тогда и пытались использовать альтернативные системы, например, рыцарские монашеские ордены и эзотерические духовные сообщества. Но, по известным данным, в Европе и Америке все подобные организации со временем трансформировались в почти родовые и, соответственно выродившись, утратили объективную элитарность. Несколько лучшее положение в суфийских орденах. Возможно благодаря тому, что в суфизме существуют методы объективного определения достигнутого устойчивого уровня (МАКАМ) духовного развития, т.е. морально-психологического уровня. Такие методы весьма тщательно отработаны и в индийской ЙОГЕ – системе физического и духовного развития, помогающей человеку достичь различных степеней просветления сознания. Первые сохранившиеся описания йоги относят ко II-III векам до н.э.

Общепризнанные духовные достижения йогов позволили им занять особое место в индийском обществе – вне кастовой системы. Хотя йоги мало политизированы, но их взгляды всегда имели большое влияние на формирование концепций и стратегий в Индии. Одно из базовых понятий йоги, это представление о значении деятельности ЧАКР (нервно-физиологических центров) человека для его морально- психологического развития. Следует отметить, что логически оно почти полностью соответствует представлениям о закономерностях развития иерархии потребностей человека, рассмотренным нами выше. А просветление сознания связано с “переворотом пирамиды” этой иерархии.

Эра денег наступила вместе с развитием индустриализации. Практика продажи аристократических титулов за деньги появилась в Англии уже с XVIII столетия. На смену выродившейся военной знати пришла знать денежная, которая тоже сделалась родовой. Главным критерием отбора во властвующие группы стало наличие денег, что выразилось в популярной американской поговорке: “Если ты такой умный – то покажи свои деньги!”

Но добывание денег, в период первоначального накопления капитала, и преумножение их в последующем требует специфических качеств, весьма далёких от тех, которые отличают настоящую правящую элиту. В результате, присутствие во властной среде людей обладающих элитарными качествами становилось всё более редким исключением. Вполне закономерно, что в среде английской родовой знати до сих пор твердо убеждены, что больше ценности имеют "старые" деньги, полученные в наследство, и некупленные титулы.

Эра информации уже началась в конце XX века, вместе с приходом постиндустриального общества. Информация и другие нематериальные компоненты, в различных своих проявлениях, становятся главными во властных ресурсах. То государство, которое сумеет быстрее создать властвующую группу, способную эффективно использовать эти ресурсы и обладающую другими элитарными качествами, получит огромные преимущества для своего успешного развития.

Как видим, изменения приоритетов различных видов ресурсов власти закономерно совпадает со сменой исторических периодов и логикой развития составляющих их процессов, тоже оказавших своё влияние на трансформации элитарности властных групп. Их главная особенность состоит в том, что каждый следующий исторический период развивался быстрее и был короче предыдущего.

Первобытный период продолжался около десяти тысяч лет, с XIII по III тысячелетие до н.э. Это была доэкономическая эпоха, эра личной силы.

Древний исторический период, продолжался около четырёх тысяч лет, до IX века. Средневековье. Этот период продолжался несколько столетий, до конца XVIII века. Оба периода определяются как доиндустриальное (преимущественно сельскохозяйственное) общество, начало экономической эпохи, эра общественной силы. Для этих периодов характерна рабская хищническая эксплуатация человеческой силы.

Новый исторический период, продолжался около двухсот лет, до конца XX века. Это было индустриальное общество, конец экономической эпохи, эра денег . Для данного периода характерна рабская хищническая эксплуатация материальных ресурсов и биосферы планеты.

Новейший исторический период. Постиндустриальное общество, эра информации, постэкономическая эпоха. Для данного периода характерна рабская хищническая эксплуатация информационных ресурсов Человечества и ноосферы планеты.

Все особенности и отличия исторических периодов определяются изменением характерных свойств различных процессов, составляющих жизнь человеческого общества. Среди них выделяется несколько основных:

– биологический,

– психологический,

– социально-экономический,

– научно-технологический.

Процессы эти протекают не синхронно, с различным и преимущественно ускоряющимся темпом, который задаётся частотой и длительностью значимых для них событий. Изменение периодов этих процессов, составляющих жизнь человеческого общества, и определяет ускорение развития Человечества в каждом следующем историческом периоде.

Темп биологического процесса наиболее стабилен. Он задаётся природными ритмами, главными из которых, в данном случае являются частоты смены поколений и обновления генофонда. Период взросления человека составляет около 25 лет, после чего у него появляется первый ребенок; у которого через 25 лет тоже появится ребёнок. Вот этим периодом – 25 лет и задаётся частота обновления генофонда – 4 раза в сто лет. Наиболее активный жизненный период человека тоже составляет около 25 лет. Следующие 25 лет обычно занимает более спокойная жизнь и старость. Через лет 75 жизнь человека и большинства его ровесников заканчивается, т.е. происходит обновление поколения. В течение всех исторических периодов частоты обновления генофонда и обновления поколений значительно не менялись. В древности темп биологического процесса был самым высоким, но сегодня он ниже темпа всех других процессов, которые ускорялись всё стремительнее.

И быстрее всех ускорялся процесс научно-технологический, хотя вначале период его обновления был самым длинным. Большинство первобытных людей тысячелетиями жило внутри каких-то кочевых групп, которые занимались собирательством, рыбной ловлей, охотой или скотоводством. Они использовали самые примитивные орудия труда, которые совершенствовались редко, эпизодически.

Но, постепенно накопившись, эти усовершенствования открыли возможность для создания полного цикла новой земледельческой технологии.

Предполагают, что её распространение началось примерно в VI тысячелетии до н. э. В результате, к III тысячелетию до н.э. полностью изменился сельский образ жизни. Изменился экономический и социальный уклад, началась экономическая эпоха в доиндустриальном, преимущественно сельскохозяйственном обществе.

В дальнейшем, частичные технологические усовершенствования шли с ускорением, но эпизодически, до конца XVIII века, когда их накопление привело к возможности создания новых индустриальных технологий. В процессе индустриализации возникли прикладные науки, всё с большим ускорением и в большем объёме появлялись и внедрялись в производство научные открытия и технологические усовершенствования. При этом внедрение усовершенствований приобретало комплексный характер своеобразной волны, вызывая комплексные изменения производственных, экономических и социальных взаимоотношений.

В начале индустриализации гребни ускоряющегося волнового процесса научно-технологических усовершенствований возникали через столетия. Что породило стереотип соответствующих названий: “век пара и угля”, “век электричества”, “ядерный век”, “космический век” и т. п. В некоторых отраслях волновые усовершенствования ускорялись динамичнее, вовлекая в этот процесс всё больше других отраслей.

В середине XX века миновали два важных рубежа. Сначала период обновления большинства технологий стал сопоставим с периодом активной жизни человека – около 25 лет. После чего молодой специалист уже не мог уже ограничиваться тем опытом, который ему передавали уходящие наставники. Множество новых вещей ему приходилось осваивать самому, что потребовало от него способностей к самообразованию.

Затем период обновления большинства технологий сократился до 10 - 5 лет. Что потребовало от специалистов способностей к неоднократному переучиванию и постоянному самообразованию. Поэтому же стало необходимым повысить уровень трудовой мотивации работников и обеспечить всё более широкий доступ к разнообразной научно-технической информации всё большему количеству людей. Понадобились соответствующие организационные, корпоративные, экономические и социальные преобразования.

Темп изменений в социально-экономическом процессе ускорялся под влиянием совершенствования технологий, но менее стремительно. Появлялись соответствующие общественно-экономические формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодализм, капитализм. Они всё быстрее сменяли друг друга. Но и в рамках одной формации шло обновление социально-экономической организации общества и необходимых прикладных жизненных навыков.

Частота таких обновлений на протяжении истории непрерывно возрастала. Во времена фараонов она составляла около сотни лет. Навыков, приобретённых за время взросления, т. е. к 25 годам, человеку хватало обычно на всю жизнь.

В наше время ситуация обновляется через 5 – 10 лет. Произошло изменение соотношения длительности периодов биологического и социального процессов, что уже требует повышения динамичности жизненных навыков и неизбежно влечет за собой глубокие изменения в логике и психологии социального поведения.

Темп психологического процесса несколько ускорился под давлением ускорения социального – и других процессов.

Психология человека формируется под влиянием наследственности, воспитания и жизненного опыта. В древности, когда жизненный опыт нескольких поколений был почти идентичным, часть прагматичных психологических стереотипов успевала закрепляться в генофонде и предрасположенность к ним могла передаваться по наследству. Соответствующее, преимущественно семейное воспитание и собственный, почти идентичный, жизненный опыт завершали формирование весьма устойчивой общественной психологии, значительные изменения в которой могли произойти только после смены нескольких поколений.

Этот срок соразмерно сократился после того, когда периодичность социальных изменений сравнялась с периодичностью смены поколений, и почти утратилось генетическое влияние на формирование прагматичных психологических стереотипов.

А влияние семейного воспитания уменьшилось после того, когда существенные социальные изменения стали происходить неоднократно за время активной жизни одного поколения. Всё большую воспитательную роль стали играть социальные институты и функции. Считается, что в наше время ощутимые общественно-психологические изменения могут происходить уже за 10 – 15 лет. Поскольку весь комплекс жизни следующего поколения становится мало похожим на образ жизни родителей, то старая проблема взаимопонимания “отцов и детей” обостряется ещё более.

Хотя сохраняется значение в наследственной передаче и семейном воспитании некоторых универсальных качеств и способностей, в том числе, сбалансированности и подвижности психики, дающей возможность быстро переучиваться и приспосабливаться к изменяющимся условиям, не теряя душевного здоровья.

В этих условиях сильно уменьшается влияние одного из положительных аспектов родового принципа формирования правящей знати. Всё меньше и меньше важных для правителя, наработанных предками профессиональных качеств, могут быть унаследованы или переданы в ходе семейно-профессионального воспитания. Правда эта тенденция не слишком сильно затрагивает высший слой правителей, в котором осуществляется руководство разработкой и реализацией концепций и долговременных стратегических программ. Свидетельством тому служит непроходящая актуальность таких трудов, как “Книга правителя области Шан” (IV век до н.э.), “Стратагемы” (IV век до н.э.), “Артхашастра” (I век до н. э.), “Государь” (Н. Макиавелли XVI век) и т.п.

Но значение возможности наследственной передачи и семейного воспитания возрастает в отношении другого долговременного фактора – морального.

К концу XX века возрос темп и модифицировался характер изменений всех жизненных процессов. Изменения пошли почти сплошным потоком.

Научно-технологические достижения привели к тому, что доля информационных, высоких наукоёмких, организационных и финансовых технологий в производстве продукции резко увеличилась и заняла господствующее место. Вплоть до того, что даже некоторые промышленные корпорации стали получать наибольшую выгоду от валютных и финансовых манипуляций, а не от реального производства товаров. Это позволило констатировать наступление постиндустриального общества и эры информации.

Считают, что в постиндустриальном обществе решающее значение будет иметь творческий труд талантливых одиночек, способных создавать конечную потребительскую информационно-технологическую продукцию. Доступность необходимого производственного оборудования позволяет им работать самостоятельно. А развитие коммуникаций даёт возможность тесно контактировать с самым широким кругом потребителей. Постиндустриализация выводит производство за пределы стандартизации, синхронизации и централизации; за рамки поточных линий и сборочных конвейеров.

Попутно меняется социально-экономическая сфера. Чрезвычайное ускорение экономических процессов, в том числе, быстрое моральное старение продуктов, частое изменение цен, предпочтительность коротких контрактов. Всё это влечёт за собою рост объёмов и значения юридического, информационного и организационного обеспечения производственной и коммерческой деятельности.

В производстве, строительстве, финансах, торговле, маркетинге, исследованиях, обучении, подборе кадров, во многих корпорациях и учреждениях наблюдается резкое увеличение скорости принятия решения и их реализации. Ускорение производства и экономики, их информатизация и компьютеризация привели к нарастающему потоку организационных изменений.

Сегодня в бизнесе учреждения меняют свою структуру и внутренние взаимоотношения часто и быстро. Решающими факторами становятся объем информации и скорость ее обработки. Отношения человека и организации теряют стабильность. Должности, работа и обязанности постоянно изменяются.

Это вызывает усиление давления на административную исполнительную власть, вынуждаемую к принятию решений во все более ускоряющемся темпе. Стабильные иерархические бюрократические структуры, идеально подходившие для решения рутинных проблем, теперь захлебываются под лавиной новой информации.

Постиндустриальная цивилизация также несет с собой всё время изменяющийся образ жизни и его элементы: экологичные возобновляемые источники энергии и “электронно-цифровые программируемые” жилища; виртуализацию общества и сознания; изменяемые системы образования, правила поведения и семейных взаимоотношений; непрерывное обновление социально-экономической организации общества, необходимых прикладных навыков и жизненных целей.

В этих условиях, следование прежней логике социального поведения и ориентация на прежние символы жизненного успеха станет всё чаще приводить к разочарованиям и метаниям, поскольку на момент достижения цели, или освоения средств к её достижению, значимость цели может уменьшиться до нуля, как с общественной, так и с личной точки зрения. Рабы житейской суеты будут обречены на постоянные поражения и потенциальную деградацию.

Кроме того, в эру информации расширяются возможности применения психотронных методов манипулирования поведением масс. Для повышения эффективности применения этих методов психологию населения сознательно стремятся сделать неустойчивой, ущербной и порочной, заменяя опорные точки и ориентиры здравомыслия опорными точками манипулирования. Информационные ресурсы сознательно засоряются ложными мифами и отравляются дезинформацией.

В такой ситуации для человека становится весьма проблематичным достижение стабильного жизненного успеха, при отсутствии истинных и достаточно устойчивых ориентиров. В качестве таких ориентиров могут и должны использоваться непреходящие моральные ценности и высокие духовные цели. Переход к выбору заведомо долговременных жизненных целей даёт возможность обрести уверенность, избежать многих разочарований и поражений. А это предполагает морально-психологический подъём до уровня классических духовных “вечных ценностей”, значимость которых всегда будет наивысшей, вне зависимости от научно-технологических и социально-экономических изменений.

Видимо наиболее благоприятным для достижения успеха в жизни, а также для сохранения физического и душевного здоровья, будет сочетание стратегической устойчивости и тактической динамичности. Возможно даже примерно определить их оптимальное соотношение, если рассматривать человека как сложную самоуправляемую развивающуюся систему. Считают, что в управлении сложной развивающейся системой сочетание детерминированности (устойчивости) и стохастичности (динамичности) в соотношении, примерно, 70% и 30% обеспечивает необходимую жёсткость (70%), позволяющую сохранить облик системы, и необходимую гибкость (30%), позволяющую ей эффективно приспосабливаться к изменяющимся условиям. Наверное, пропорции этого соотношения не случайно схожи с универсальным “золотым сечением”.

Высокая духовности и мораль несут в себе смысл долговременной, высшей стратегической целесообразности, определяемой в результате векового опыта. В отличие от кратковременных выгод тактических успехов.

Стремление к разуму, добру в человеческом обществе и гармонии с ноосферой Земли должно стать основной стратегической целью для каждого здорового человека и общества.

Мораль, этика, эстетика, в общественном сознании и подсознании превращаются в глубинный пласт неписаных законов и норм. Хотя они могут быть обозначены письменно или изобразительно, но в человеческое сознание и подсознание они внедряются через воспитание и внушение, стимулируясь личным отношением (одобрением или осуждением) окружающих.

Поэтому очень важной становится, возможность наследственной передачи соответствующей предрасположенности и семейного воспитания высокоморальных навыков, убеждений и знаний.

При этом резко возрастает общественная полезность хороших семей, но ещё более резко возрастает опасность семей плохих. Видимо семейные проблемы потребуют к себе особого внимания. Возможно, придётся создавать широкую систему общественной аттестации качества семей, государственной поддержки семей хороших и помощи в карьерном продвижении их воспитанников. То есть – общенародную систему, подобную тем, которые ранее применялись для улучшения элитарных качеств узкого круга родовой знати.

Сегодня научно-технологический прогресс обнаруживает еще большее ускорение, и вполне вероятно, что постиндустриальная волна пронесется и завершится в течение нескольких десятилетий, с приходом эпохи, которую иногда называют “постэкономической”. А вместе с нею наступит эра морали.

Возможно, Человечество прошло очередной “виток восходящей спирали эволюции”. И теперь снова будут актуальны формы организации, напоминающие доиндустриальное общество. Не исключено, что одной из форм организации труда станут профессиональные цеховые гильдии, аналогичные средневековым объединениям, например, каменщиков. Воссозданные на новом качественном уровне они будут объединять, подобно ремесленникам прошлого, выведенных за рамки индустрии талантливых одиночек, способных создавать конечную информационно-технологическую продукцию. Огромное ускорение социально-экономической жизни новейшего исторического периода вызывает разрушение старых регламентов и нехватку времени на их замену. И “новейшие гильдии” будут осуществлять координацию деятельности “новейших ремесленников”, на основе высоких моральных принципов. Поскольку именно мораль призвана выполнять важную ориентирующую и направляющую функцию, позволяя в не регламентированных случаях легче организовывать согласованные действия большого количества людей.

Уже в ближайшем будущем важнейшие преимущества получат те государства, властвующие группы которых будут формироваться с учётом главных современных и перспективных общественных требований. А суть этих требований заключается в том, что властвующие группы, наконец, должны действительно стать правящими элитами, в полном смысле этого слова. И только они будут иметь серьезные шансы на успех и право на существование в обществе уже ближайшего будущего.

Очевидно, что уже сегодня родовой и денежный принцип формирования знати должны уступить свой приоритет системе отбора, учитывающей деловые и морально-психологические качества каждого конкретного человека. Успешный исторический опыт в решении такой проблемы уже имеет Китай.

 

В формировании основ китайской цивилизации огромную роль сыграла философия, опиравшаяся на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке, необходимости его нравственного самоусовершенствования и достижения общественной гармонии. Одно из наиболее рациональных направлений её сформулировал Конфуций ещё в VI в. до н. э.

Конфуцием был предложен идеальный образ БЛАГОРОДНОГО МУЖА и методы совершенствования человека, для достижения этого идеала.

Благородный муж обладает многими достоинствами: справедливостью, смелостью, осторожностью, внимательностью, верностью, искренностью, сдержанностью, достоинством, бескорыстием, стремлением к знаниям, гуманностью, скромностью, благопристойностью, чувством высокого долга. Благородному мужу присущи мудрость и чувство меры, он приобщен к правилам соблюдения “золотой середины” и способен жить в природном ритме. Его назначение – преобразовывать общество по законам гармонии, царящей в Космосе, упорядочивать и охранять всё живое, бесстрашно обличая любые злоупотребления.

Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, построенных на принципах человечности, справедливости, исполнения долга. Важнейшими для достижения гармонии в обществе он считал пять основ: ритуал, гуманность, долг – справедливость, знание и доверие.

В ритуале Конфуций видел средство, позволяющее путём соблюдения этикета, приобщить каждую личность к высокой нравственности. Чувство меры, заложенное во внутренней сути ритуала через внешние церемонии и обряды, доносило ценности гармоничного общения на доступном уровне до каждого, приобщая их к добродетелям. Что способствовало сохранению в обществе моральных ценностей, ограничивая позывы к увеличению материального потребительства в ущерб духовности.

Конфуций понимал эффективность морально-психологических методов управления заложенных в ритуале. Он утверждал, что мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед "ритуалом", то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству.

Идеалы конфуцианства, которое в течение пяти веков (до 1913 года) было официальной государственной идеологией Китая, прочно вошли в его жизнь. Они стали духовным ориентиром, соответствовать которым стремится большинство китайцев. Даже для самого важного чиновника резкое отступление от этих идеалов означало “потерю лица” и было равносильно гражданской смерти.

Влияние этих идеалов во многом определило жизнеспособность культуры, устойчивость и структурную прочность цивилизации Китая.

Также как и мы, Конфуций считал, что представители правящей элиты должны обладать максимально высоким уровнем мотивации и морально-психологического развития. Как он утверждал: “Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде”. “Истинно благородный человек безразличен к еде, богатству, комфорту и материальной выгоде. Всего себя он посвящает служению высоким идеалам, служению людям и поиску истины”.

Такие требования предъявлялись и к императору. Утверждалось, что хотя император получает мандат на управление страной от самого НЕБА, но этот мандат действителен лишь при условии добродетельности императора и соответствия идеалу благородного мужа. Если император, отступая от духовных идеалов, “терял лицо” или результаты его деятельности были отрицательны (не добродетельны), то он терял право на управление. А народ, в этом случае получал право на восстание. Таким образом предусматривалась возможность законной замены выродившихся династий.

Китайские мыслители традиционно считали, что критерием формирования властвующих групп (кроме императорской семьи) должны служить не знатность происхождения и тем более не богатство, а только знание и добродетели. То есть – степень морально-психологического развития человека и приближение его к идеалу благородного мужа. В основу построения правящей иерархии Китая были заложены принципы учитывающие: степень приобщения к культуре, знания, духовное совершенство правителя любого уровня. Уже в древнем Китае существовала практика конкурсного отбора кандидатов во властвующие группы, а под влиянием конфуцианства, к VII веку сложилась трёх ступенчатая система конкурсных государственных экзаменов для всех желающих получить учёную степень и командную должность в администрации.

Двух-трёх суточный непрерывный экзамен по гуманитарным дисциплинам, с конкурсом 20 - 50 человек на место, проводился ежегодно. Он ставил своей целью отобрать из соискателей учёной степени наиболее умственно развитых и выносливых. На экзамене каждой следующей ступени требования всё более ужесточались. Экзамен на высшую третью степень проводился в столице раз в два-три года, под наблюдением самого императора. Из получивших третью учёную степень формировался высший слой административного аппарата.

Конкурсные государственные экзамены были главным путём для вхождения в правящую элиту Китая и знатное сословие “шэньши”, которое составляли все обладатели учёной степени и, частично, её соискатели. Высокий уровень общественной морали знатного сословия предъявлял соответствующие требования каждому его члену. Любая “потеря лица”, например публичное унижение или обвинение в чём-то недостойном, означала для него моральную смерть, независимо от административного наказания. Сами по себе богатство или знатность происхождения не обеспечивали принадлежности к знатному сословию, но давали преимущества для получения хорошего воспитания и образования. Что в дальнейшем увеличивало шансы на успешную сдачу государственных экзаменов. Тем не менее, у китайских “Ломоносовых” было много реальных возможностей добиться успеха. Знатное сословие шэньши постоянно обновлялось за счёт выбывания деградантов и притока новых упорных и талантливых обладателей учёной степени.

Такая система формирования правящей элиты исторически доказала свою высокую эффективность. Конечно, эта эффективность снижалась в периоды кризисов, смут, завоеваний агрессивных варваров, но, в конечном счёте, китайская цивилизация всегда сохраняла свою непрерывность и возвращалась на передовые позиции.

В этом смысле прошлые двести лет политэкономического аутсайдерства Китая были не очень продолжительным периодом в трёх тысячелетней истории его государственности.

О том, что в Китае и сегодня серьёзно подходят к формированию своей правящей элиты свидетельствуют мероприятия по отбраковке деградировавших её представителей, которые проводятся весьма решительно, а иногда и показательно.

Очевидно, что правящая элита Китая имеет очень хороший исторический задел для организации своей эффективной работы, не только в наступившую эру информации в постиндустриальном обществе, но и в грядущую эру морали в постэкономической эпохе.

Наступление эры морали приближается по мере развития науки и общественно-политических систем. Морально-психологический фактор был важен всегда и достиг глобально-стратегического масштаба после создания ядерного и других, сравнимых по опасности, видов оружия. Но решающим он может стать в случае политэкономической глобализации Человечества и его властвующих групп. Когда исчезнет конкуренция правящих элит и возможность смены выродившихся общественных структур более здоровыми, тогда смертельная угроза вырождения нависнет над всем Человечеством. Его судьба будет зависеть от высокого морального уровня глобальной правящей элиты, или от степени “отмороженности” отребья, образовавшего глобальную правящую верхушку.

Возможно, следовало бы полнее обрисовать сложившуюся сегодня в мире ситуацию, существующие тенденции развития событий и оценить реальность различных вариантов.

Для этого должны были бы дополнительно затронуты некоторые важные общественно-политические темы:

– расстановка и качество экономических и политических сил,

– оптимальность систем государственного управления,

– борьба за власть конкурирующих властных групп,

– проблемы партийного строительства,

– бесструктурное и внеструктурное управление,

– организационные войны,

– виртуализация общества,

– методы манипуляции сознанием, применение психотроники.

Но мы ограничимся темой глобализации и попробуем, используя систему понятий приведённых и уточнённых в предыдущих разделах, оценить степень элитарности различных её компонентов.

Об элитарности глобализации.

Претензии на мировое господство и элитарность существовали всегда. На некоторых тихоокеанских островках, ещё не так давно, жили дикие племена, имевшие чрезвычайно величественные самоназвания, которые переводились, например как "Единственные настоящие люди на земле". Хотя их правящая верхушка тоже считала себя глобальной элитой, но, разумеется, никому не приходило в голову принимать во внимание эти амбиции и обычно их называли "папуасами" или "туземцами". Конечно, в истории были и более серьезные претенденты на роль мирового властителя. Наверное, самым элитарным из них, для своего времени, был Александр Македонский. Историки говорят, что у Александра Македонского не было детального проекта построения его “глобальной” империи. И он действовал больше по интуиции.

А вообще-то все глобализаторские инициативы характеризуются своими проектами, декларируемыми и реальными, а также собственными качествами глобализаторов. Кроме формы управления, обычно предлагаемой в проектах глобализации, они отличаются наличием или отсутствием двойной морали.

В случае присутствия двойной морали, одним из основных является принцип разделения людей на “своих” и “чужих”: – “по крови”, т.е. по расовым или этническим признакам; – “по земле”, т.е. по месту проживания; – “по вере”, т.е. по религиозным или идеологическим убеждениям, и тому подобное.

Также существенна предполагаемая структура апартеидности: – количество градаций населения и их удельная величина; – проницаемость барьеров; – удельная величина паразитирования.

Например, поскольку сутью фашизма является двойная мораль, допускающая в отношении “недочеловеков” сколь угодно хищническую эксплуатацию и жесточайшее их подавление, то гитлеровский план мирового господства предусматривал разделение людей на “своих” и “чужих” по принципу “крови” и установление трёхуровневого апартеида. Наибольшие привилегии отводились “золотому миллиарду” чистокровных арийцев. Ниже следовал “серебряный” миллиард представителей разных народов по внешним признакам приближавшихся к “нордическим” стандартам. Остальные люди зачислялись в “недочеловеков” и подлежали уничтожению, кроме ограниченного количества необходимого для выполнения грязных и тяжёлых работ.

Что касается собственных качеств гитлеровских глобализаторов, то хотя у самого Гитлера и его ближайших помощников трудно найти признаки элитарности, но, тем не менее, моральное растление масс они в основном использовали ограниченно – для активизации захватнических инстинктов, а не для поддержания своего превосходства. В программах подготовки будущих властителей они предусматривали воспитание многих элитарных качеств, кроме соответствия максимальным требованиям.

И это естественно, потому что фашизм несовместим с высшим уровнем морально-психологического развития и широким общественным мышлением.

В наши дни элитарное превосходство различных властителей не является таким огромным, как в древности, когда из-за низкой производительности труда все силы и время, и внимание основной массы населения занимало решение сугубо материальных проблем. Человеческие силы тогда эксплуатировались рабски и хищнически. Когда создание индустриальных технологий резко увеличило производительность труда, в первую очередь в развитых странах Запада, у многих людей появилось время для содержательного досуга, появилась возможность духовного развития и подъёма своего морально-психологического уровня. К тому же нарастала экономическая необходимость в повышении уровня трудовой мотивации всё более широкого круга работников и обеспечения им доступа к разнообразной научно-технической информации.

Попутно с этим морально-психологический уровень правящей знати снижался в результате её вырождения и деградации. И у властных групп возникла необходимость в сдерживании потенциальной конкуренции снизу, для чего была развёрнута масштабная компания по духовному растлению населения. Пропаганда свободы употребления наркотиков и различных извращений – всего лишь некоторые из её составных элементов.

Здесь следует вспомнить о структуре ДУХОВНОСТИ, то есть, нетелесной, бесплотной части жизни человека. Хотя этот вопрос до сих пор является дискуссионным, но обобщённая картина выглядит следующим образом.

В основе духовности человека лежат три начала: – рациональное (сознание), – этическое (надсознание), – бессознательное (подсознание).

В структуре духовности выделяются три уровня: – сакральный, – человеческий, – животный.

В индийской философской традиции им соответствует деятельность восьми чакр.

Всё это можно представить в виде таблицы.

 

Духовность человека

 

УРОВНИ

РАЦИОНАЛЬНОЕ

(Сознание)

ЭТИЧЕСКОЕ

(Надсознание)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

(Подсознание)

Сакральный

Логос

Абсолют

Дух


Человеческий

сознание

разум

Душа
пробудившаяся
(совесть, мораль, нравственность)


интуиция


Животный


знание,
ум

Душа спящая

(характер, нрав)



инстинкт

Каждый здравый человек от природы обладает зачаточными проблесками всех указанных в таблице свойств, во всех началах, на всех уровнях. Но степень достигнутого развития каких-то из этих свойств определяется конкретными обстоятельствами жизни конкретного человека. Утверждают, что множество людей ограничиваются развитием своих свойств только на животном уровне. При этом человек, имеющий даже очень высокий коэффициент интеллектуальности, может, по сути, быть подобным всего лишь очень умному животному. И с этим можно согласиться, если вспомнить, что Гарри Каспарова обыграла в шахматы компьютерная программа, которая даже животным не является.

Согласованное, пропорциональное развитие рационального и этического начал духовности человека открывают возможность для соответствующей работы бессознательного начала. Что приносит духовное здоровье, стройность, гармонию, устойчивость, высокий творческий потенциал; делает человека крепким и сильным. Разлад и рассогласование этих сторон ведет к духовным конфликтам и болезням, делает человека слабым и зависимым.

Поэтому, опасаясь конкуренции, правители особенно стараются растлить морально людей интеллектуально развитых, ослабляя и снижая их конкурентоспособность. Несоответствие высокого интеллектуального развития с низкой моралью и нравственностью не даёт возможности для нормальной полноценной жизни и деятельности. Психологические кризисы, которые при этом неизбежны, предлагается купировать с помощью психоаналитиков, частично играющих роль религиозных исповедников и помогающих держать под контролем своих пациентов.

В этих условиях правители сочли возможным допускать в нижние слои властных групп новых людей, имеющих высокий интеллектуальный уровень, ориентируясь на высокий формальный показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомленности – КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ (Ай-Кью), то есть, Intelligence quotient (IQ). Характерно, что при этом игнорируется, и вероятно намеренно, необходимость для сохранения духовного здоровья иметь соответственно высокий уровень морального развития. По аналогии назовём его КОЭФФИЦИЕНТОМ МОРАЛЬНОСТИ – Morale quotient (MQ). То есть, Эм-Кью.

В середине XX века в развитых странах Запада произошло важное событие, которое влечет за собой большие социально-экономические и морально-психологические последствия. Поменялось соотношение длительности биологического и социального периодов жизни. В то же время произошло ещё одно важное изменение – властные группы Запада, выродившись и деградировав, почти полностью утратили своё элитарное превосходство. И если раньше (не смотря на рабскую и хищническую эксплуатацию – сначала человеческой силы, а потом – материальных ресурсов и биосферы планеты) их деятельность всё-таки помогала прогрессивному развитию духовности Человечества, то теперь она его тормозит и ему мешает.

Стремление властных групп Запада к рабской, хищнической эксплуатации информационных ресурсов Человечества и ноосферы планеты уже впрямую “ставит палки в колёса” культурного и научно-технического прогресса. Из-за безудержной жажды сверхнаживы и абсурдной абсолютизации “авторских прав”, они из стимула к открытию новых направлений и развития культуры, науки, техники стали здесь препонами. К примеру, если бы абсурдный принцип платности стандартов удалось реализовать на заре цивилизации, когда создавалась азбука, то рассвет цивилизации мог бы и не наступить вовсе. Деструктивность этой деятельности правителей Запада ещё более усугубляется применением и других разрушительных способов информационно-психологической борьбы, обычных для правящей верхушки и отребья, цепляющегося за власть и пытающегося сохранить своё влияние.

Естественно, что этим деструктивным процессам пытаются противостоять новые элитарные личности “из народа”, консолидируясь вокруг прогрессивных интеллектуальных организаций и движений (как формальных, так и неформальных), подобных Фонду свободного программного обеспечения (FSF - Free Software Foundation), ставящему своей задачей устранение ограничений по копированию, распространению, изучению и модификации программ для компьютеров. Или подобных движению за открытые информационные ресурсы – Open Source.

Также естественно, что правители Запада яростно противодействуют им, используя все изощрённые методы организационной борьбы. Но радикальный способ сохранения привилегированного положения они видят в установлении своего глобального господства и устранения возможной конкуренции со стороны других, более элитарных властвующих групп.

Выдвинутая Западными правителями глобализаторская инициатива, которую условно можно назвать “Атлантической”, содержит двойную мораль и проект трёхуровневого апартеида, почти такого же, как гитлеровский. Некоторое отличие “Атлантического” проекта заключается в декларируемом принципе разделения народов: не “по крови”, а “по земле”. То есть, по месту проживания в развитых странах Запада и Японии. И, хотя предполагается сравнительно большая проницаемость барьеров между градациями населения, но существующий и перспективный уровень элитарности самих глобализаторов представляется гораздо меньшим.

В качестве приманки к “Атлантическому” проекту глобализации прилагаются рассуждения о великом благе свободы и прав человека, высоких образцах плюрализма и демократии. Хотя на поверку всё это сводится к праву на осквернение и свободу для всевозможных извращений. И вообще, поскольку здоровье общества заключается в гармонии взаимоотношений в нём, то гиперболизация каких-то из них (в том числе и свобод) в ущерб другим, следует рассматривать как довольно эффективный способ ведения организационной войны. Так же как и повсеместное навязывание неоптимальной, а тем более, нежизненной системы управления, какой, по сути, и является демократический плюрализм.

Если сравнивать плюрализм и тоталитаризм, то реально используемая на Западе система управления является промежуточной – МИМОЛИТАРИЗМОМ, т. е. псевдоплюрализмом. Реально в странах Запада в демократических административных структурах могут приниматься только тактические решения, а стратегические решения ими всего лишь легализуются. Принимаются же они в привилегированных полуобщественных объединениях, где главную роль играют личные связи. Такие системы классифицируются как схемы внеструктурного управления, но в прессе всё это называют “гражданским обществом”. Распространенность применения внеструктурного управления – это ещё одна из причин, по которой в правящих верхушках Запада уделяется повышенное внимание приобретению и усилению личных связей.

Как видим, в “Атлантическом” проекте нет ничего объективно привлекательного для других народов. Поэтому вероятно, что их предполагается глобализировать с помощью средств манипулирования сознанием, в сочетании с югославско-иракским способом.

По сравнению с “Атлантическим” проектом пример реального европейского объединения мог казаться более привлекательным, до тех пор, пока Европа не позволила втянуть себя в грязные военные игры. Моральный авторитет Европы рухнул в Югославии. И он будет продолжать падать ещё ниже, до тех пор, пока будет продолжаться абсурдная судебная возня в Гааге и подрывная деятельность “Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе” (ОБСЕ) в соседних странах. Пока что с высоты морального лидера Европа опустилась до уровня капризного торгового партнёра. В этой ситуации менторский тон и “важное надувание щёк”, демонстрируемые ОБСЕ и Советом Европы, выглядят довольно нелепо. Поскольку здесь более пристали бы самокритичность и раскаяние. Но отсутствие самоиронии и моральная глухота европейской правящей верхушки дополнительно свидетельствуют о степени её деградации и вырождения.

Закономерно, что эта деградация коснулась и той части европейской системы образования, которая когда-то была аристократической. В знаменитые английские “ПАБЛИК СКУЛЗ” ученики теперь поступают не столько для получения элитного воспитания и образования, сколько для приобретения полезных связей.

Есть и такие “питомники” по выращиванию “отпрысков” квазиглобальных правителей, в которых вообще не ставится цель воспитания элитарных качеств.

Для примера перескажем ниже некоторые красноречивые наблюдения из статьи Мэлора Стуруа “Кузница миллиардеров”, опубликованной в одном из изданий “Независимой газеты” (“Субботник НГ”, № 14 (14) от 15.04.2000 г.).

Англичане любят говорить, что битва при Ватерлоо была выиграна на лужайках Итонского колледжа. (Генерал Веллингтон, некоторые другие британские военные, дипломаты и политики, приложившие руку к победе над Наполеоном, были выпускниками Итонского колледжа.) Не будет большим преувеличением сказать, что многие экономические и финансовые битвы нашего времени выигрываются в каштановых аллеях швейцарской деревушки Ролле, где находится самая эксклюзивная частная школа в мире - "Институт Ле Розей". Среди выпускников "Ле Розей" многие монархи, наследники мировой финансово-промышленной элиты, дети звезд шоу – бизнеса. Здесь обучаются отпрыски нефтяных шейхов, греческих судовладельцев, итальянских королей текстиля и дизайна, испанских банкиров, американских табачных баронов, японских промышленных магнатов, гонконгских негоциантов, а с некоторых пор российских олигархов. По словам журнала "Форбс", ни в какой другой точке земного шара не сыщешь такой "концентрации глобальной элиты".

В "Ле Розей", в отличие от других эксклюзивных колледжей, детей не столько питают науками, сколько нежат и холят, готовя к власти над миром, почти или просто наследственной. Прислуга убирает их комнаты, каждый имеет своего личного официанта и камердинера. Школьники называют свою прислугу рабами, а местных жителей - крестьянами. Занятия спортом занимают чуть ли не основное место в программе обучения, ибо состязательность - кислород элиты.

Здесь делают упор на "физическую сбалансированность", умение выражать свои мысли и на развитие чувства солидарности, под которым подразумевается элитная спайка. Его выпускники объединены сильным чувством локтя. "Это уникально связанная, уникально богатая и уникально международная паутина", - замечает "Форбс". Контакты, завязанные в "Ле Розей", - это контакты на всю жизнь". И именно в этом главная его прелесть и главное достоинство.

Возможно выпускники "Ле Розей", пользуясь чувством локтя и солидарности (т.е. “блатом”) могут выигрывать экономические и финансовые битвы, но очень сомнительно, что они в состоянии вести за собой Человечество по пути прогресса и благополучия к основной цели его существования. Ибо, кроме необоснованно щедрых элитарных эпитетов, никаких признаков элитарности у них не просматривается. И хотя их чувство локтя и спайку называют элитной, здесь не заметно каких то принципиальных отличий от “круговой поруки” и обычной воровской спайки банды “отморозков”. Более того, сам упор на эту “круговую поруку” и спайку косвенно свидетельствует о понимании необходимости компенсации потери своего объективного превосходства и легитимности.

Об этом же говорит и широкое использование других способов, обычно применяемых вырождающейся и деградирующей правящей верхушкой, стремящейся удержать свою власть и привилегии. То есть: растление управляемого общества, занижение уровня мотивации населения, засорение информационных ресурсов ложными мифами и отравление дезинформацией, нивелирование понятий связанных с элитарностью, навязывание обществу согласия с правом отребья и вырожденцев на руководство им.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что не только наиболее рекламируемый “Атлантический” проект глобализации, но и сами стоящие за ним, и примыкающие к нему правители не имеют никаких объективных оснований для привлечения на свою сторону симпатий населения Земли.

Наверное, со своими собственными более обоснованными глобальными инициативами могли бы выступить правящие элиты Японии или Китая. Возможно, они ещё сделают это, когда сочтут свой военно-экономический потенциал достаточным для выдвижения независимых политических инициатив. Другие страны в ближайшее время вряд ли будут способны на подобный шаг.

Возможно, сможет консолидироваться и сказать своё слово новая интеллектуальная и моральная элита Запада, которая придёт на смену выродившимся и деградировавшим правителям.

Возможны и другие варианты. Например, если члены международной организации Mensa, объединяющей людей имеющих очень высокий интеллектуальный уровень, смогут добавить к своему IQ, соответственно высокий MQ. То есть, соответственно высокий уровень морального развития, достаточный для обретения настоящей элитарности.

Возможно, верховные властители Запада всё-таки сумеют сами провести в среде правителей элитарную “реформу сверху” и в результате сформируется глобальная правящая элита, способная успешно вести Человечество по пути дальнейшего развития.

 

Кроме того, среди существующих различных точек зрения на историю и будущее Земли и её населения, наверное, надо помнить и ту, в которой Человечество рассматривается как всего лишь одна из “опытных делянок” “всегалактического селекционера”, периодически, раз в 500 000 лет, подводящего итоги очередного опыта.

В случае недостаточно хорошего результата, “опытная делянка перепахивается, засевается заново”, и галактический эксперимент продолжается. По некоторым расчётам, очередного подведения итогов ждать не долго.

Будет ли признан опыт человеческой цивилизации удачным? Это во многом зависит от того – удастся ли Человечеству обрести настоящую правящую элиту, возможно глобальную, или его властители окончательно деградируют до уровня правящей верхушки.

04.04.2004 г. А. И. Елагин.